работа в Сыктывкаре и Коми, только актуальные вакансии 2.0
На нашем сайте: 405 актуальных вакансий, 0 свежих резюме, 0 объявлений о работе
Пора в ОтпускРК.ру
Магазин часов Timcode

В России демографическая яма превратит борьбу учебных заведений за абитуриентов в борьбу за жизнь

28 июня 2010

Частично решить проблему могло бы привлечение студентов из-за рубежа. Только Россию на этом рынке не ждут, пишет «Финанс.».

 Высшую школу ожидает кризис, переживут который далеко не все. Минобрнауки прогнозирует: через 3–4 года в России будет вдвое меньше студентов, чем сейчас (к 2012 году число выпускников школ сократится до 700 тыс. против 1,3 млн в 2006-м). Процесс уже начался. «Мы живем в другой жизни, – говорит министр образования и науки Анд рей Фурсенко. – До 2006 года высшая школа развивалась экстенсивно, набор студентов постоянно рос. Мы думали, что этому не будет конца. А сегодня столкнулись с условиями мощного демографического спада». При этом, по его мнению, идти на резкое сокращение числа вузов нельзя. Иначе еще через десять лет страна столкнется с обратной проблемой – их нехватки.

 Так, может, самое время обратить взор на продолжающий расти рынок экспорта высшего образования? За последние 30 лет его объем в мире увеличился в разы. В России в 1990-е годы, наоборот, наблюдалось сокращение числа иностранных студентов и международных образовательных программ, которое теперь предстоит наверстывать.

Ради чести и престижа

Иностранцы могли бы частично компенсировать потери вузов от демографического кризиса. Но одного желания здесь недостаточно. С одной стороны, России есть что предложить: ее научные школы, в том числе математическая, имеют определенный авторитет в мире. Достаточно посмотреть на количество российских преподавателей в американских университетах. Считаются также востребованными выпускники российских медицинских вузов и компьютерных специальностей. Статистика тоже позитивна – за последние несколько лет число иностранных студентов в российских вузах, обучающихся по очной форме обучения, выросло примерно на 10%, превысив 70 тыс. человек, еще около 40 тыс. обучаются по другим формам обучения. Примерно половина – выходцы из стран СНГ и Прибалтики, остальные – «настоящие» иностранцы преимущественно из стран Азии, Африки и Индии.

«Спрос на российское высшее образование продолжит увеличиваться. Удовлетворение технологических запросов общества в сфере альтернативной энергетики, нанотехнологий, биотехнологий, генной инженерии, космических исследований, новых материалов будет требовать фундаментальных знаний, в том числе на стыке наук, – говорит Борис Деревягин, руководитель аналитической службы Российского союза ректоров. – А российская образовательная модель является единственной образовательной моделью, которая может предложить и фундаментальные знания, и исследовательскую практику».

Российское образование – для русских

В то же время, несмотря на положительную динамику, нынешнее число иностранных студентов в России можно считать каплей в море. В общем объеме доля студентов, обучающихся по международным соглашениям, сегодня составляет всего 1,4% (таблица 2). Правда, здесь не учитываются граждане СНГ и Прибалтики, обучающиеся на условиях общего приема, но даже вместе с ними процент иностранных студентов-очников не превышает 2%. Доля России на рынке экспорта образовательных услуг минимальна. Если СССР был на втором месте в мире по числу иностранных студентов, то Россия по этому показателю находится на 9-м месте, составляя только 2% от их общего количества. Лидером по-прежнему являются США (около 20%). Кроме того, быстро наращивают объемы экспорта Канада, Испания, Сингапур, Тайвань.

Как показывает практика, научных школ и желания для привлечения иностранных студентов мало. «Например, колоссальных результатов в экспорте образования добилась Австралия, которая уже занимает вторую позицию в мире после США, – говорит Владимир Зернов, ректор Российского нового университета. – А ведь в Австралии ничего своего нет. У них студенты и профессура – «привозные». Только знания свои. Долгие годы там поддерживались только государственные вузы. Пока не пришло понимание, что здесь тоже нужна конкурентная среда. И стали поддерживать тех, кто демонстрирует реальные результаты вне зависимости от формы собственности. После этого пошел рост экспорта на 30–50% в год».

Почему Россия оказалась на обочине? Основными факторами, которыми руководствуются иностранные студенты, выбирая для себя университет, являются язык обучения, авторитет страны, репутация вузов, стоимость учебы и проживания, сопоставимость квалификационных требований и пр. Обучение хотя бы на английском языке сегодня могут осуществлять лишь единицы учебных заведений, в международные рейтинги университетов пока стабильно входят только два российских вуза – МГУ и СПбГУ, причем их позиции, мягко говоря, далеки от лидерских. Про условия пребывания можно вообще не говорить. «Для увеличения числа иностранных студентов необходима государственная поддержка строительства общежитий для них, – продолжает Владимир Зернов. – Студенты не могут снимать квартиры – это дорого. И, конечно, должно быть другое отношение в обществе. Сегодня с иностранцами вечные проблемы, их могут забрать в милицию, если у них просто неправильно что-то оформлено».

Проблема количества перерастает в проблему качества – в Россию едут студенты, которые по тем или иным причинам не попали в европейские или американские вузы. 

Узкий взгляд

Существует также проблема отсутствия маркетинговых стратегий в самих вузах. «Многие просто не знают, откуда им ждать студентов, – говорит ректор РУДН Владимир Филиппов. – Сегодня каждый вуз должен решать эту проблему самостоятельно: открывать зарубежные представительства, предлагать свои образовательные услуги. Другие страны имеют для этого специализированные организации, работающие через посольства и решающие все проблемы привлечения студентов централизованно».

По мнению экспертов, сегодня наиболее перспективными для России являются такие направления, как страны постсоветского пространства, русские эмигранты, проживающие в США и Европе, а также страны, с которыми исторически были налажены связи еще во времена СССР (Африка, Азия, Латинская Америка). По словам Бориса Деревягина, необходимо также активнее приглашать к обучению в российских вузах граждан Китая и Индии, которые сегодня являются одними из основных поставщиков иностранных студентов в университеты Европы и США. Например, из 10 млн китайских студентов только 30% обучаются на родине. Правда, ожидается, что Поднебесная также столкнется с проблемой демографического кризиса из-за программы ограничения рождаемости.

К ряду стран требуется индивидуальный подход – например, в Латинской Америке много своих вузов, в которых можно обучаться бесплатно. В то же время с этими странами можно было бы работать с целью привлечения студентов только в рамках программ подготовки магистров.

Не умеешь – научим

В рамках реализации «Концепции экспорта образовательных услуг в 2011-2020 годах» предполагается, что все проблемы можно решить благодаря государственной поддержке. К 2020 году доля курсов, читаемых на иностранных языках (прежде всего английском), должна достигнуть в российских вузах не менее 10%, за рубежом появится около 15 их филиалов и представительств, а инфраструктура, бытовые условия будут улучшены. И дальше в том же духе. Все это в итоге приведет к увеличению доли России на мировом рынке образовательных услуг с 2 до 7%, а в числе первых 100 университетов по международным рейтингам появится не менее 10 российских вузов.

Одна из основных целей программы – получение доходов. Планируется, что к 2020 году прибыль от экспорта образовательных услуг будет составлять 10% от объемов государственного финансирования. «Наличие иностранных студентов для современного вуза – это норма, – отмечает Владимир Тимонин, начальник Управления международного сотрудничества Московского государственного технического университета (МАМИ). – Это, конечно, и элемент престижа, но главным аргументом должна стать именно финансовая выгода. Ведь традиционно иностранные студенты платят за обучение больше российских. Значит, поступления в бюджет вуза с увеличением иностранного контингента увеличиваются. Конечно, чтобы это стало возможным, вузу необходимо содержать эффективную международную службу и тратить деньги на международную рекламу. Но, как показывает опыт, это себя оправдывает».

Сегодня стоимость обучения для них уже вплотную приблизилась к европейским расценкам и составляет $2–3 тыс. в год. То есть при увеличении числа иностранных студентов в 2,5 раза они смогут приносить системе высшего образования $550–800 млн. Только достичь этих цифр можно при условии, что вузам удастся удержать цены. Крайне сложная задача в условиях демографического кризиса. Не говоря уже о том, что ряд крупных зарубежных вузов сегодня заявляют о готовности предоставлять обучение за 1 тыс. евро в год, а некоторые программы читаются бесплатно. «В Европе, помимо бесплатных университетских программ, существуют различные фонды поддержки талантливых студентов, – рассказывает Владимир Филиппов. – У нас также для иностранцев есть бюджетные стипендии, количество которых в последние годы было увеличено, однако объемы поддержки все равно несопоставимы. Мы, например, чтобы поддерживать количество иностранных студентов, предоставляем им образовательные услуги по более низким ценам, чем студентам-контрактникам из России».

Обучить хотя бы министра

Прежде чем что-то получить, государству придется немало вложить, но проблему демографического кризиса решить, в любом случае, этим вряд ли удастся. Конкуренция на мировом рынке образовательных услуг слишком сильна. Эксперты говорят, что развивать работу с иностранными студентами все равно нужно. «Работа с иностранными студентами решает многие другие задачи, – говорит Владимир Филиппов. – Прежде всего, это важно с точки зрения геополитики – например, среди наших выпускников много представителей мировой элиты, руководителей и министров стран Азии, Африки и Латинской Америки. Кроме того, работа с иностранцами всегда стимулирует учебный процесс вуза – подтягивает его уровень обучения к международному». Работу по увеличению экспорта надо проводить вне зависимости от угроз демографического кризиса – он рано или поздно пойдет на спад. А вот от того, какое образование получили те, кто будут править миром в ближайшие десятилетия, будет по-прежнему зависеть очень много.

Таблица 1. Численность студентов в государственных и муниципальных вузах, принятых на общих основаниях

ГодПринятых студентов, тыс. чел.Динамика, %Общая численность, тыс. чел.
2005 1372,5 -0,8 5985,3
2006 1376,7 +0,3 6133,1
2007 1384,0 +0,5 6208,4
2008 1362,7 -1,5 6214,8
2009 1329,6 -2,5 6135,6

Источник: Росстат

Таблица 2. Доля иностранных студентов (очная форма обучения в государственных вузах) на основании данных за 2008–2009 учебный год:

 Число студентов, тыс.Доля, %
Студентов, обучающихся на условиях общего приема 3152,8 98,6
Иностранных граждан из стран СНГ и Балтии, обучающихся по международным соглашениям 10,0 0,3
Граждан других иностранных государств 34,9 1,1
Итого 3197,8  

Источник: Минобразования

Таблица 3. Контингент иностранных студентов, обучающихся по очной форме обучения в государственных вузах

 200620072008Доля от общего числа иностранных студентов (на основании данных 2008 года), %
Студентов из стран СНГ, обучающихся на условиях общего приема 24731 23468 24827 35,3
Студентов из стран Прибалтики, обучающихся на условиях общего приема 762 552 477 0,7
Студентов из стран СНГ и Прибалтики, обучающихся по международным соглашениям 5578 8233 9996 14,2
Студентов из других стран 32769 35318 34933 49,7
Общее число иностранных студентов 63840 67571 70233  

Источник: Минобразования

Маргарита Арановская
"Финанс." 

Комментарии (0)

Последние статьи

Контрпредложение: признание или ловушка?

19.03.2012
Смена работодателей – это всегда хорошая возможность сделать еще один шаг вверх по карьерной лестнице. Однако иногда компания может предоставить этот шанс и на старом месте – когда в ответ на заявление об уходе сделает контрпредложение.

Как вести себя на повторном интервью?

07.03.2012
Поздравляем! Вам удалось удивить потенциальных работодателей на предыдущем интервью и вам позвонили, чтобы назначить повторное. Важно понять, чем второе интервью будет отличаться от первого?

Прости, прощай

07.03.2012
Сначала все идет отлично — стабильная компания, хорошая зарплата, руководитель возлагает на вас большие надежды. Но в какой-то момент приходит понимание того, что строить карьеру (да и в принципе работать) в этой организации не хочется. Как красиво уйти от работодателя, чтобы остаться в хороших отношениях и не получить «палки в колеса»?

Последние новости

16.05.2014

Прямая линия по теме: «Организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет»

30.04.2014

Служба занятости Республики Коми подготовит кадры для ЖКХ

28.04.2014

Работа в республике есть!

18.04.2014

Ярмарка вакансий профессий и должностей технических и инженерных специальностей

31.03.2014

С помощью читающей машины инвалид по зрению смог работать секретарем

28.03.2014

Служба занятости Республики Коми и Сыктывкарский государственный университет заключили новое соглашение о сотрудничестве

28.03.2014

В Республике Коми региональная ярмарка вакансий объединила 710 работодателей и 7,5 тысяч посетителей

27.03.2014

В Коми прошла ярмарка вакансий для медиков

11.03.2014

Коми нуждается в водителях, сварщиках, поварах и медсестрах

04.02.2014

Настольная книга Большого руководителя

Бесплатная консультация юриста ПораНаРаботу.ру
Республиканский конкурс Лучшая организация работы с персоналом 2011 года
Республиканский конкурс «Лучшая организация работы с персоналом» 2011 года
Статистика рынка труда по данным сайта poranarabotu.ru
Если вы впервые попали на «Пора на работу!», то вам непременно стоит узнать, как для нас важна работа в Сыктывкаре. Для тех посетителей, которые уже всё посмотрели могут показаться интересными и другие сайты

Для любых вопросов, электропочта: , тел.: 8 (8212) 72-33-85 =|= Архив новостей 1 | Архив новостей 2 | Архив новостей 3 | Архив новостей 4 | Архив новостей 5 | Архив новостей 6 | Архив новостей 7 | Архив новостей 8 | Архив новостей 9 | Архив новостей 10 | Резюме | Объявления | Консультации | Статьи | Новости | О проекте

Яндекс.Метрика
Создание сайта — веб-студия «Цифровой век»