работа в Сыктывкаре и Коми, только актуальные вакансии 2.0
На нашем сайте: 381 актуальных вакансий, 0 свежих резюме, 0 объявлений о работе
Пора в ОтпускРК.ру
Магазин часов Timcode

Мотивация, которую мы потеряли

03 апреля 2011 г.

В кризисные времена компании и их руководители проверяются на прочность.

Нынешний финансовый кризис развеял главный миф, который в последние годы стал необычайно популярным, и этим он, безусловно, окажет положительное влияние на экономику страны. Но дело здесь вовсе не в том, что чьи-то «завышенные» зарплаты не соответствовали уровню производительности, а теперь будут соответствовать. Простокризис показал, что реально стоит за словами о корпоративной культуре, современных принципах управления, мотивации, эффективных руководителях...

А стоит за этим полная беспомощность людей, которые еще недавно были уверены в том, что «горы свернут», «моря перейдут», и нисколько не сомневались в своей эффективности. Эта уверенность была порождена хорошей рыночной конъюнктурой. Но конъюнктура изменилась — и эффективность вместе с уверенностью исчезли. А пришел страх руководителей за свои места, который заставил их забыть о принципах мотивации, управления и т.д. В результате многие компании от паники впадают в ступор и принимают решения, которые ведут только к потерям позиций на рынке или к полному краху. Эти решения очень просты: сокращать сотрудников. Другого пути управленцы не видят, причем не потому, что его нет, а потому, что они просто не умеют по-другому.

Между тем кризис — это именно проверка компаний на прочность, в том числе прочность принципов: как фирма будет вести себя в трудное время, способна ли она мотивировать своих сотрудников, способна ли увеличить прибыль?

Только честность

Ведь достижение результата зависит прежде всего от политики, которую выбирает компания. По словам менеджера по персоналу МТС Натальи Дмитриевой, в условиях не только финансового, но и любого кризиса, мотивация персонала очень важна. Именно в такой переломный момент сотрудники должны быть уверены в том, что они не потеряют свои рабочие места и не лишатся заработной платы. Но и у компании также должна быть уверенность, что менеджеры не потеряют своей эффективности в подобных условиях. Перед организацией встает задача — не лишиться ключевых сотрудников во время кризиса, иначе из него будет еще сложнее выбраться.

Наталья считает, что вовсе не все антикризисные меры при управлении персоналом оправдывают себя: «Например, процент ФОТа, забюджетированного на премии сотрудников, как правило, не так уж велик, если смотреть на бюджет компании в целом, поэтому пытаться секвестировать расходы таким методом — не самая целесообразная идея, конечно, если это уже не последняя мера. При грамотном управлении компанией подобной ситуации с персоналом не возникнет».

Первые принципы, которыми должна руководствоваться компания во время кризиса, — открытость и честность в отношении своих сотрудников.Катерина Иванова, менеджер по персоналу компании INFON, полагает, что в любой ситуации прозрачность и понятность решений руководства является идеальным мотиватором. Но особенно это проявляется в критических ситуациях. «Если компании не грозят сокращения, то об этом должно быть известно сотрудникам, причем не просто как данность, а с объяснением причин, по которым кризис не коснулся предприятия или коснулся не в той мере, чтобы дошло до сокращений», — говорит Катерина.

Часто руководители просто молчат, вне зависимости от того, располагают они какой-то информацией или нет. Это неправильно. Для сотрудников очень важна информация именно в трудное время, ведь иначе они только и будут думать, что об увольнении. Естественно, в этой ситуации ни о какой мотивации речи быть не может. В итоге эффективность работы будет неуклонно падать. Появляется порочный круг: руководство молчит и потихоньку увольняет людей — сотрудники боятся и вместо работы занимаются поиском новой — производительность падает — руководство вынуждено увольнять еще больше людей.

Все это происходит из-за неумения управлять людьми и непонимания принципов управления. Если руководитель полагает, что его задача — отдавать распоряжения, то в обычное время он так может протянуть довольно долго, но кризис станет для него последним рубежом. Без мотивации увеличить производительность не получится.

Если дела все хуже

Даже если ситуация критична и без сокращений не обойтись, при должной информированности работников и прозрачности стратегии выхода из кризисной ситуации паники среди персонала можно избежать, считает Наталья Дмитриева. «Важно обеспечить лояльность сотрудников по отношению к решениям руководства. Также надо смотреть на проблему шире: что для компании необходимо, чтобы показатели бизнеса не снижались? Добиться этого можно, лишь с помощью мотивированного персонала. Можно стимулировать сотрудников продающих подразделений, и за счет повышения дохода от продаж пытаться выйти из кризиса. Ведь борьба с ним — это не только сокращение затрат в чистом виде. Также можно пересмотреть организационную структуру компании, оптимизировав ее и убрав параллельные процессы.

Если все же принято решение о необходимости увольнений, то нужно открыто сообщить персоналу о планирующемся сокращении в компании, а также о необходимости каждому сотруднику в рамках его функционального подразделения высказать свои предложения относительно будущей эффективности его функциональных обязанностей. Впоследствии, консолидировав данные, можно понять, кого действительно можно сократить без явных потерь для доходной части капитала компании, а чьи идеи направлены на оптимизацию существующих процессов. Как результат, работники не сожалеют о предстоящем увольнении, опустив руки, а борются за свое место и сами мотивируют себя на достижение поставленных руководством задач и выполнение функциональных планов».

Естественно, в процессе изменения структуры у людей могут появиться дополнительные обязанности. Они примут их, если будут мотивированы. При этом можно обойтись даже без материальной мотивации, хотя, как считает Катерина Иванова, любая нагрузка за пределами стандартной должна быть вознаграждена. «Я думаю, что можно использовать премирование по результатам завершения проекта по оптимизации структуры компании. Также в изменившейся структуре у сотрудников будет возможность занять другие должности, которые могут предполагать не только оклад», — говорит она.

По мнению же генерального директора кадрового агентства SMART Гоар Ананян, в иерархии ценностей персонала материальное поощрение занимает последнее место, уступая таким психологическим потребностям, как осознание полезности личного вклада в общее дело, возможность участия в принятии решения и чувство стабильности. «Поэтому руководителям компаний следует вовлекать персонал в процесс выработки антикризисных мер реагирования. Это позволит решить сразу ряд проблем: сотрудник почувствуют свою причастность и, следовательно, ответственность за происходящее в компании, будет более лояльно относиться к принятым решениям руководства, а также почувствуют стабильность и уверенность в завтрашнем дне. В этом случае, даже приняв решение о сокращении премий, заработной платы или штата, руководитель компании может рассчитывать на лояльность и понимание со стороны сотрудников. Также важно, чтобы руководство компании не давало возможности сотрудникам заблаговременно смириться с возможной перспективой увольнения, поскольку заранее выработанный запасной план действий может снизить производительность труда в разы», — говорит Гоар.

Кризис — это время не падения, а взлета. Просто взлет делают те, кто действительно эффективно руководит, а падают все остальные.


Александр Андрианов

Некоторые бизнесмены удивляются: на дворе, вроде как, кризис, а некоторые работники совсем страх потеряли. Как работали спустя рукава, так и продолжают. А удивляться тут, в общем-то, нечему.

В большинстве случаев люди работают плохо лишь потому, что работа им по каким-то причинам не интересна, не удовлетворяет какие-то их потребности. И кризис тут ни причем. Например, если у человека нет ноги, а ему сообщают о грядущей ядерной войне, нога у него от этой новости не вырастет, и до бомбоубежища он не бежать будет, а ковылять. Так и кризис мотивацию людей не увеличивает. Если ее нет, она и не повысится: не с чего просто.

Да, страх лишиться средств может заставить человека работать больше (зачастую для показухи), но не лучше. И фирма вряд ли что-то выиграет, напугав человека увольнением. Скорее, это приведет к еще большим проблемам. Человек станет злым и раздражительным или впадет в апатию. Он будет искать новое место работы вместо того, чтобы заниматься делом.

Так что пора работодателям выстраивать корпоративную культуру на своих предприятиях. Внедрять карьерограмму и прочие прогрессивные технологии, которые позволяют людям развиваться внутри компании, наслаждаться своей работой и получать за это достойную компенсацию. Это в любое время весьма полезно, а уж в кризис и подавно. Потому что на плаву останутся компании, являющиеся дружной, сплоченной командой, где один за всех и все за одного. И где людям нравится делать то, что они делают. В противном случае — предательства, подставы, склоки и интриги подорвут компанию изнутри. Рано или поздно.

Источник: Работа.ру

Комментарии (0)

Последние статьи

Контрпредложение: признание или ловушка?

19.03.2012
Смена работодателей – это всегда хорошая возможность сделать еще один шаг вверх по карьерной лестнице. Однако иногда компания может предоставить этот шанс и на старом месте – когда в ответ на заявление об уходе сделает контрпредложение.

Как вести себя на повторном интервью?

07.03.2012
Поздравляем! Вам удалось удивить потенциальных работодателей на предыдущем интервью и вам позвонили, чтобы назначить повторное. Важно понять, чем второе интервью будет отличаться от первого?

Прости, прощай

07.03.2012
Сначала все идет отлично — стабильная компания, хорошая зарплата, руководитель возлагает на вас большие надежды. Но в какой-то момент приходит понимание того, что строить карьеру (да и в принципе работать) в этой организации не хочется. Как красиво уйти от работодателя, чтобы остаться в хороших отношениях и не получить «палки в колеса»?

Последние новости

16.05.2014

Прямая линия по теме: «Организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет»

30.04.2014

Служба занятости Республики Коми подготовит кадры для ЖКХ

28.04.2014

Работа в республике есть!

18.04.2014

Ярмарка вакансий профессий и должностей технических и инженерных специальностей

31.03.2014

С помощью читающей машины инвалид по зрению смог работать секретарем

28.03.2014

Служба занятости Республики Коми и Сыктывкарский государственный университет заключили новое соглашение о сотрудничестве

28.03.2014

В Республике Коми региональная ярмарка вакансий объединила 710 работодателей и 7,5 тысяч посетителей

27.03.2014

В Коми прошла ярмарка вакансий для медиков

11.03.2014

Коми нуждается в водителях, сварщиках, поварах и медсестрах

04.02.2014

Настольная книга Большого руководителя

Бесплатная консультация юриста ПораНаРаботу.ру
Республиканский конкурс Лучшая организация работы с персоналом 2011 года
Республиканский конкурс «Лучшая организация работы с персоналом» 2011 года
Статистика рынка труда по данным сайта poranarabotu.ru
Если вы впервые попали на «Пора на работу!», то вам непременно стоит узнать, как для нас важна работа в Сыктывкаре. Для тех посетителей, которые уже всё посмотрели могут показаться интересными и другие сайты

Для любых вопросов, электропочта: , тел.: 8 (8212) 72-33-85 =|= Архив новостей 1 | Архив новостей 2 | Архив новостей 3 | Архив новостей 4 | Архив новостей 5 | Архив новостей 6 | Архив новостей 7 | Архив новостей 8 | Архив новостей 9 | Архив новостей 10 | Резюме | Объявления | Консультации | Статьи | Новости | О проекте

Яндекс.Метрика
Создание сайта — веб-студия «Цифровой век»