работа в Сыктывкаре и Коми, только актуальные вакансии 2.0
На нашем сайте: 419 актуальных вакансий, 0 свежих резюме, 0 объявлений о работе
Пора в ОтпускРК.ру
Магазин часов Timcode

«Роснефть-классы» - удачный пример социального партнерства в сфере профоринтации

21 октября 2011

«Профильное обучение: как избежать ошибок»

От того, удастся ли верно выбрать профессию, во многом зависит, как сложится жизнь человека. Зачастую ребёнку самостоятельно справиться с этой задачей невозможно – жизненный опыт в силу возраста ещё не даёт тех понятий и знаний, которые смогут вывести на правильный путь, подсказать, в каком деле удастся добиться успеха, где в полной мере смогут сочетаться способности, возможности и потребности человека.

Именно поэтому сегодня, когда на рынке труда ощущается серьёзный дисбаланс между специалистами востребованных рабочих и инженерных профессий и имеющимися в избытке экономистами-юристами-менеджерами, как никогда остро стоит вопрос профессионального самоопределения старшеклассников и выпускников школ.

Необходимость уравновесить чаши этих весов и более предметно работать с подростками в сфере профильной и предпрофильной подготовки объявлены одними из приоритетных направлений государственной политики.

Эти же приоритеты стали основополагающими в системе образования на уровне регионов и муниципальных образований, прописаны в новых федеральных образовательных стандартах для старших классов, где обучение должно вестись по индивидуальным учебным планам, включающим и такой фактор, как ориентирование детей на выбор профессии с учётом их личностных качеств, склонностей, потребностей и возможностей.

В Республике Коми эксперимент по внедрению предпрофильной подготовки учеников 8-9 классов и профильного обучения в 11 классах стартовал в 2004 году. В работе с детьми стали использоваться новые методы, технологии, формы работы, позволяющие подвести подростков к осознанному выбору профильного 10-го класса, а после окончания школы – к дальнейшему образованию и получению профессии.

И самых впечатляющих успехов в этом направлении среди муниципальных образований региона добился Усинск, где в 2005 году СОШ №3 с углублённым изучением отдельных предметов была избрана в качестве экспериментальной площадки для разработки и внедрения новых форм и методов работы.

Логичным продолжением в 2006 году стал совместный проект третьей школы и НК «Роснефть» в лице ООО «РН – Северная нефть» по созданию профильных классов довузовской подготовки – «Роснефть-классов».

Так цели нефтяной компании, заинтересованной в заблаговременной подготовке кадров, со школьной скамьи ориентированных на работу в нефтяной отрасли и непосредственно в дочерних обществах Компании, совпали с образовательными и профориентационными задачами школы.

В этом году проекту «Роснефть-класс» исполнилось пять лет. Сегодня в нашей республике это по-прежнему единственные профильные классы такого уровня. За это время они не только доказали свою жизнеспособность, но и эффективность. Свидетельством тому и высокое качество образования, и отличные показатели выпускников при сдаче экзаменов, и постоянно совершенствующаяся материально-техническая база, создающая условия для полноценной работы всех педагогов и учёбы школьников. Сегодня на базе СОШ №3 постоянно действует консультационный пункт по вопросам профильного обучения, проводятся семинары и «круглые столы», где коллектив школы делится опытом с коллегами.

С 2008 года профильное обучение в формате эксперимента стало внедряться во всех городских школах. Сельские же образовательные учреждения Усинского района до сих пор универсальны и не имеют какой-то определённой «специализации», хотя в последнее время в школе Мутного Материка стал намечаться технологический профиль – здесь всерьёз занимаются подготовкой механизаторов и по окончании обучения ребята имеют возможность получить свидетельство, чтобы работать по выбранной профессии в родном селе.

Однако, как прозвучало на семинаре для руководителей образовательных учреждений МО ГО «Усинск», посвящённом вопросам развития предпрофильного и профильного образования, сегодня СОШ №3 – единственная из школ города, где 90 процентов выпускников одиннадцатых классов для сдачи ЕГЭ по дополнительным предметам выбирают дисциплины, изучавшиеся на профильном уровне. То есть профильное обучение в полной мере оправдывает возложенные на него надежды.

В остальных школах процент совпадения не столь высок – от 30 до 70 процентов. А главная причина в том, что при открытии профильных классов решающими факторами были в большей степени не потребности детей, их состав по уровню и спектру интересов, а возможности школы, её материально-техническая база и уровень квалификации педагогического коллектива.

Что логично, ведь трудно соответствовать статусу образовательного учреждения того или иного профиля, не имея для того соответствующей базы и специалистов. Поэтому иной раз и получалось так, что желания детей не совпадали с возможностями школы.

Бросать преподавателей, одноклассников, школу, и отправляться в другую, где есть классы подходящего профиля? На это решались немногие, вот и продолжали гуманитарии «через не хочу» поглощать в двойных порциях непонятную им физику, а «технари» – корпеть над законами социологии, формирования личности и разбираться в хитросплетениях мировоззрения Достоевского. Всё по местам расставили экзамены, на которых выяснилось, что два года обучения в 10-11 классах хоть и не прошли впустую, но не дали того результата, которого ждали: профильные дисциплины ни во время ЕГЭ, ни при выборе факультета вуза не были востребованы.

Ещё один фактор, из-за которого профильное обучение в некоторых школах не дало ожидаемого эффекта, – несовпадение потребностей детей с амбициями родителей, настаивающих на том, чтобы их ребёнок учился в более престижном и сильном классе, даже если у него к тому нет ни способностей, ни желания. Ни к чему хорошему такое давление, как известно, не приводит.

Символично и, безусловно, правильно, что в работе педагогического семинара приняли участие заведующие детских садов и директора начальных школ. Представление о профессиях у детей начинает формироваться ещё в раннем детстве и не только благодаря родителям. Во многом именно от воспитателей и первых учителей зависит, каким будет у ребёнка отношение к труду, кем он захочет стать в будущем. Не секрет, что многих талантливых педагогов привёл в профессию пример любимого воспитателя или учителя, что именно им, первым наставникам, выпала честь открыть в малыше его талант и увидеть жизненное предназначение будущего музыканта, учёного, писателя… И здесь, как отметила директор СОШ №5 Татьяна Жура, работникам дошкольного образования Усинска нужно отдать должное: в первый класс детвора приходит, уже имея представление об основных профессиях, специальностях, необходимых в нашем городе, а также с чётким пониманием того, что каждый человек, желающий жить в достатке, быть уважаемым окружающими, должен выбрать дело по душе и стремиться стать в нём настоящим профессионалом.

Собственно, озвученные на семинаре проблемы ещё раз подчеркнули необходимость вести работу в области профориентации комплексно и начинать её не в старших классах, а гораздо раньше, привлекать специалистов центра занятости, профессиональных профориентаторов, психологов, активнее сотрудничать с родителями и открывать им глаза на реальные способности и склонности детей. Только в таких условиях удастся избежать ошибок, на исправление которых порой уходят годы.

Татьяна ВАСИЛЬЕВА

Комментарии (0)

Последние статьи

Контрпредложение: признание или ловушка?

19.03.2012
Смена работодателей – это всегда хорошая возможность сделать еще один шаг вверх по карьерной лестнице. Однако иногда компания может предоставить этот шанс и на старом месте – когда в ответ на заявление об уходе сделает контрпредложение.

Как вести себя на повторном интервью?

07.03.2012
Поздравляем! Вам удалось удивить потенциальных работодателей на предыдущем интервью и вам позвонили, чтобы назначить повторное. Важно понять, чем второе интервью будет отличаться от первого?

Прости, прощай

07.03.2012
Сначала все идет отлично — стабильная компания, хорошая зарплата, руководитель возлагает на вас большие надежды. Но в какой-то момент приходит понимание того, что строить карьеру (да и в принципе работать) в этой организации не хочется. Как красиво уйти от работодателя, чтобы остаться в хороших отношениях и не получить «палки в колеса»?

Последние новости

16.05.2014

Прямая линия по теме: «Организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет»

30.04.2014

Служба занятости Республики Коми подготовит кадры для ЖКХ

28.04.2014

Работа в республике есть!

18.04.2014

Ярмарка вакансий профессий и должностей технических и инженерных специальностей

31.03.2014

С помощью читающей машины инвалид по зрению смог работать секретарем

28.03.2014

Служба занятости Республики Коми и Сыктывкарский государственный университет заключили новое соглашение о сотрудничестве

28.03.2014

В Республике Коми региональная ярмарка вакансий объединила 710 работодателей и 7,5 тысяч посетителей

27.03.2014

В Коми прошла ярмарка вакансий для медиков

11.03.2014

Коми нуждается в водителях, сварщиках, поварах и медсестрах

04.02.2014

Настольная книга Большого руководителя

Бесплатная консультация юриста ПораНаРаботу.ру
Республиканский конкурс Лучшая организация работы с персоналом 2011 года
Республиканский конкурс «Лучшая организация работы с персоналом» 2011 года
Статистика рынка труда по данным сайта poranarabotu.ru
Если вы впервые попали на «Пора на работу!», то вам непременно стоит узнать, как для нас важна работа в Сыктывкаре. Для тех посетителей, которые уже всё посмотрели могут показаться интересными и другие сайты

Для любых вопросов, электропочта: , тел.: 8 (8212) 72-33-85 =|= Архив новостей 1 | Архив новостей 2 | Архив новостей 3 | Архив новостей 4 | Архив новостей 5 | Архив новостей 6 | Архив новостей 7 | Архив новостей 8 | Архив новостей 9 | Архив новостей 10 | Резюме | Объявления | Консультации | Статьи | Новости | О проекте

Яндекс.Метрика
Создание сайта — веб-студия «Цифровой век»