работа в Сыктывкаре и Коми, только актуальные вакансии 2.0
На нашем сайте: 381 актуальных вакансий, 0 свежих резюме, 0 объявлений о работе
Пора в ОтпускРК.ру
Магазин часов Timcode

Планируйте хаос: психологические аспекты управления изменениями. Версия профессора Тахира Базарова

03 апреля 2011 г.

Профессор Базаров утверждает, что механика реакции на изменения единообразна и проходит по одному и тому же сценарию — будь то семейные дрязги или финансовые проблемы транснациональной корпорации. Внезапно столкнувшись с критическим фактором, компания, социальная группа и даже отдельно взятая личность проходят одинаковый путь. И чем более продуманным и «трезвым» будет наш change management, тем быстрее и безболезненно мы придем к статусу-кво.

Тема менеджмента изменений, корпоративной реакции на новую ситуацию, наверное, знакома каждому из вас. Сказать на этот счет что-то новое довольно сложно, особенно вам — которые в последние год-полтора прочувствовали собственной кожей все трудности и специфику кризисной переходной ситуации. С другой стороны, тема изменений, по-прежнему, остается самой большой тайной. Можно встретить две фразы, которые одинаково верны: древнекитайская поговорка «Нет ничего хуже, чем жить в эпоху перемен» и народная мудрость «Нет ничего более постоянного, чем постоянные изменения». Таким образом, надо понимать границу, где изменения происходят во благо, а где во вред. Можно вспомнить историю с лягушкой, которую бросили в холодную воду. Когда вода медленно подогревалась, она там сварилась. Но если бы ее бросили в кипящую воду, то она имела шанс оттуда выскочить. В первом варианте, где лягушка сварилась – тоже есть изменения. Только они приводят к плачевному результату.
В ситуации изменений люди могут испытывать различные переживания: растерянность, дискомфорт, чувство зависимости от группы, азарт и попытки решить задачу. И естественно, они сопротивляются нововведениям... Для преодоления этого сопротивления, с одной стороны, необходимо понимать смысл происходящего и видеть контекст той задачи, которую мы решаем. С другой стороны, одним из лучших средств преодоления собственного сопротивления является способность к активным действиям. Ничего не получится, если не действовать, не исследовать новую ситуацию.
Зададимся вопросом: можно ли управлять изменениями и, если да, то как это делать эффективно? Консультант Вирджиния Сатир предложила модель изменений, которая может быть использована в практике организационных преобразований. В ней пять стадий изменений: статус-кво, интервенция и сопротивление, хаос, интеграция, практика. На стадии статуса-кво обстановка привычна, комфортна и предсказуема. Характерны такие эмоции, как уверенность в завтрашнем дне и скука. Интервенция происходит, когда некий «чужеродный элемент» извне попадает внутрь системы и нарушает ее баланс. Это может быть изменение состава людей, технологий или появление новой информации о ситуации. Люди испытывают настороженность, беспокойство, часто — сопротивляются. Далее наступает хаос, в котором люди испытывают растерянность, незнание, что делать, а затем готовность принять неизбежное. На стадии интеграции надежда открывает возможности для новых стилей мышления и поведения. Для следующей стадии практики характерен энтузиазм, вызванный отработкой новых возможностей. Преимущества новых моделей поведения становятся очевидными и воспринимаются как полезные.

Модель изменений Вирджинии Сатир


С точки зрения управления изменениями важно уметь проводить интервенции, которые вызывают хаос и новую интеграцию. Но чтобы интеграция привела к нужному состоянию, нужно готовиться заранее уже на стадии статуса-кво. На этапе хаоса важно терпение и умение работать со временем. Здесь можно провести аналогию со сбиванием сливок и получением из них масла. Чтобы получить масло, нужны качественные сливки. Если вы все делаете правильно, то будьте уверены, что масло обязательно появится.
Тема «качества сливок» связана с личностными особенностями участников изменений. Традиционно выделялись два стиля реагирования на изменения: «Инноватор» и «Консерватор». Но они не являются внутренне однородными. Помимо ориентации на функционирование или на развитие (которая лежит в основе разделения на инноваторов и консерваторов) можно выделить еще один фактор, влияющий на стиль реагирования, а именно особенности индивидуального восприятия. С одной стороны, восприятие ситуации может быть рациональным: рассудительным, основанным на анализе потребностей и возможностей, проверке идей на практике. С другой стороны, оно может быть интуитивным, опирающимся на эмоциональные переживания и восприятие ситуации. В результате наших исследований (совместно с М. Сычевой) были обнаружены еще два стиля: «Реактивный» и «Реализующий».
Реализаторы (рациональный тип восприятия, ориентированный на развитие) поддерживают и принимают изменения, если видят их объективную необходимость. Стабильности они предпочитают нововведения, однако не готовы принимать любое изменение, а лишь те из них, которые «проверены практикой». Они могут быть инициаторами перемен, если видят в них необходимость. Хорошие реализаторы изменений рассудительны при работе в новых условиях. Люди «реактивного» стиля (интуитивный тип восприятия, ориентированный на функционирование) относятся к изменениям крайне эмоционально. Для того чтобы принять изменения, им необходимо преодолеть себя (свои стереотипы). Чаще всего это достигается через обнаружение пользы от изменений лично для себя. Для них важно, чтобы в процессе освоения новых моделей поведения им сопереживали окружающие.
В завершении хотелось бы предложить формулу эффективности четырех «Э». Эффективность связана, во-первых, с эстетичностью – то, что вы делаете и предлагаете, должно быть красивым. Во-вторых, соответствовать ценностям окружающих людей и в этом смысле быть этичным. В-третьих, необходима энергетика, или энтузиазм, для того, чтобы это было реализовано. Желаю Вам развития всех четырех «Э» в вашей жизни и творчестве!

* Тахир Базаров — известный бизнес-консультант, ученый-психолог, доктор психологических наук, профессор. Выступает с семинарами и мастер-классами в рамках «Клуба HR-менеджеров»

http://www.rabota.ru

Комментарии (1)

  • Евгений Балашов
    13.09.2011 (12:31)
    Недавно я побывал на одном из тренингов Тахира Юсуповича. Только положительные эмоции. Три дня помогли лучше понять самого себя , в том числе собственные способности в условиях изменений. Очень понравился «дух» тренинга граничащий не только с психологией, но даже с глубинной философией. Спасибо за предоставленную возможность увидеть собственные зоны роста развития управленческих и лидерских качеств.

Последние статьи

Контрпредложение: признание или ловушка?

19.03.2012
Смена работодателей – это всегда хорошая возможность сделать еще один шаг вверх по карьерной лестнице. Однако иногда компания может предоставить этот шанс и на старом месте – когда в ответ на заявление об уходе сделает контрпредложение.

Как вести себя на повторном интервью?

07.03.2012
Поздравляем! Вам удалось удивить потенциальных работодателей на предыдущем интервью и вам позвонили, чтобы назначить повторное. Важно понять, чем второе интервью будет отличаться от первого?

Прости, прощай

07.03.2012
Сначала все идет отлично — стабильная компания, хорошая зарплата, руководитель возлагает на вас большие надежды. Но в какой-то момент приходит понимание того, что строить карьеру (да и в принципе работать) в этой организации не хочется. Как красиво уйти от работодателя, чтобы остаться в хороших отношениях и не получить «палки в колеса»?

Последние новости

16.05.2014

Прямая линия по теме: «Организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет»

30.04.2014

Служба занятости Республики Коми подготовит кадры для ЖКХ

28.04.2014

Работа в республике есть!

18.04.2014

Ярмарка вакансий профессий и должностей технических и инженерных специальностей

31.03.2014

С помощью читающей машины инвалид по зрению смог работать секретарем

28.03.2014

Служба занятости Республики Коми и Сыктывкарский государственный университет заключили новое соглашение о сотрудничестве

28.03.2014

В Республике Коми региональная ярмарка вакансий объединила 710 работодателей и 7,5 тысяч посетителей

27.03.2014

В Коми прошла ярмарка вакансий для медиков

11.03.2014

Коми нуждается в водителях, сварщиках, поварах и медсестрах

04.02.2014

Настольная книга Большого руководителя

Бесплатная консультация юриста ПораНаРаботу.ру
Республиканский конкурс Лучшая организация работы с персоналом 2011 года
Республиканский конкурс «Лучшая организация работы с персоналом» 2011 года
Статистика рынка труда по данным сайта poranarabotu.ru
Если вы впервые попали на «Пора на работу!», то вам непременно стоит узнать, как для нас важна работа в Сыктывкаре. Для тех посетителей, которые уже всё посмотрели могут показаться интересными и другие сайты

Для любых вопросов, электропочта: , тел.: 8 (8212) 72-33-85 =|= Архив новостей 1 | Архив новостей 2 | Архив новостей 3 | Архив новостей 4 | Архив новостей 5 | Архив новостей 6 | Архив новостей 7 | Архив новостей 8 | Архив новостей 9 | Архив новостей 10 | Резюме | Объявления | Консультации | Статьи | Новости | О проекте

Яндекс.Метрика
Создание сайта — веб-студия «Цифровой век»