работа в Сыктывкаре и Коми, только актуальные вакансии 2.0
На нашем сайте: 381 актуальных вакансий, 0 свежих резюме, 0 объявлений о работе
Пора в ОтпускРК.ру
Магазин часов Timcode

Небесный сервис

03 апреля 2011 г.

Бортпроводник (стюардесса/стюард) – специалист рядового состава на водных и воздушных судах, который обслуживает пассажиров и обеспечивает их безопасность. Это одна из самых романтичных профессий. Повидать мир, познакомиться с разными странами, увидеть людей другой культуры – об этом мечтают многие, а для проводников воздушного лайнера эти мечты становятся реальностью. Однако при всей своей экзотичности работу бортпроводников легкой назвать нельзя.

Стюарды и стюардессы должны не только приветливо встречать пассажиров у трапа и, улыбаясь, подавать кофе, но и оказывать при необходимости первую медицинскую помощь, поддерживать порядок и чистоту на борту самолета. Особенно тяжело приходилось первым бортпроводникам в 20–30-х гг. XX века. Стюардессам вменялось в обязанности в местах промежуточных посадок носить ведра с топливом для заправки самолета. А после прибытия в конечный пункт они должны были помочь наземному персоналу загнать самолет в ангар. Кроме того, стюардессы должны были взвешивать самих пассажиров и их багаж, заниматься погрузкой и разгрузкой багажа, убирать в салоне и пилотской кабине, убирать туалет и даже чистить ботинки пассажирам!

С тех пор многое изменилось, и работа стюардов и стюардесс уже не настолько сурова. Однако специфика профессии все равно накладывает свой отпечаток при подборе кадров. Каждая авиакомпания выдвигает к претендентам на должности стюардесс и стюардов свои требования, но существуют и общие правила. Желательный возраст кандидатов при наборе – 20–24 года (человек уже сложился как личность и вполне отдает отчет своим поступкам), хотя может варьироваться от 18 до 29 лет. Рост для девушек – от 160 до 175 см, для молодых людей – от 170 до 185 см. Вес должен соответствовать росту и медицинским нормам.

Внешность бортпроводника должна быть приятной, без изъянов. На лице не должно быть родинок и родимых пятен. Не возьмут и тех, у кого есть приметные шрамы, татуировки, блестящие металлические коронки во рту. Избыточный вес, как и худоба, недопустимы. А вот цвет глаз и волос значения не имеют, за исключением совсем уж экстремальных оттенков. У кандидата должен быть приятный тембр голоса и плавная речь без дефектов. Кандидаты должны обязательно обладать крепким здоровьем, что связано с повышенными физическими и психическими нагрузками. Будущему бортпроводнику необходим хороший слух, зрение, вестибулярный аппарат. Заболевания внутренних органов и нервно-психические расстройства также не допустимы.

Язык  мой – друг мой

Специального образования от бортпроводников не требуют, главное, чтобы оно было не ниже среднего специального. Однако приветствуются такие профессии, как медицинский работник, педагог, официант, бармен. В последние несколько лет при наборе бортпроводников авиакомпании предпочитают кандидатов с высшим образованием, особенно медицинским и психологическим. Один из основных критериев отбора – хорошее владение русским языком и одним или двумя иностранными языками (для работы на международных линиях это обязательное требование). Большинство бортпроводников имеют диплом языкового вуза.

Конечно, существуют специальные курсы, где можно на коммерческой основе пройти обучение на профессию бортпроводника, но большинство авиакомпаний предпочитают самостоятельно отбирать и обучать людей. Решение о приеме кандидата на обучение принимает специальная комиссия. Соискателям предстоит пройти ряд собеседований и ответить на вопросы специальных психологических тестов, чтобы выявить, насколько будущие стюарды и стюардессы коммуникабельны, терпеливы, дружелюбны и стрессоустойчивы. Если собеседования и тесты успешно пройдены, и члены комиссии одобряют кандидатуру претендента, ему предстоит пройти врачебно-летную экспертную комиссию (ВЛЭК). И только после всех успешно пройденных испытаний кандидат зачисляется на должность бортпроводника-стажера и направляется в учебно-тренировочный центр для прохождения курсов первичного обучения. В среднем обучение длится около двух месяцев. Если работодатель готовит сотрудников для международных рейсов, то срок обучения возрастает до 3 месяцев.

На курсах будущие бортпроводники осваивают достаточный словарный запас для общения в полете: профессиональную фразеологию, разговорную лексику. Во время теоретического курса студенты изучают международное законодательство, знакомятся с политикой и культурой разных государств, с менталитетом и привычками иностранцев.Будущих стюардесс и стюардов учат разбираться в блюдах и напитках, правильно подавать еду и сервировать тележки, знать тонкости различных стандартов обслуживания пассажиров. По окончании теоретического курса стажер сдает экзамены. Если результаты экзаменов положительны, стажер допускается к практической части курса – стажерским полетам (не менее 30 часов). После стажерских полетов квалификационная комиссия выдает окончательное свидетельство и присваивает стажеру статус бортпроводника 3-го класса.

Готовы  ко всему

  В программу обучения бортпроводников обязательно входит изучение отдельных психологических приемов и навыков. Клиенты встречаются разные: и капризные, и нетактичные, и откровенно грубые – могут и обидеть, и оскорбить. Салон самолета – не место для ссор, и бортпроводник обязан быть корректным, как бы ни вели себя пассажиры. Необходимо найти нужные интонации и слова, чтобы правильно отреагировать на ситуацию, упокоить разбушевавшегося пассажира или плачущего ребенка. Особая ответственность ложится на стюардов и стюардесс в России, где пассажиры до сих пор считают нормальным отмечать авиаперелет алкогольными напитками, словно большой народный праздник.

Как бы ни были надежны современные самолеты, а аварии, увы, происходят часто. Кроме того, в современном мире нередки и захваты самолетов террористами. К чему это может привести, показывают события 11 сентября 2001 года в США. Поэтому бортпроводники должны быть готовы ко всему. Основа программной подготовки – действия в аварийных ситуациях, ведь главная задача будущего бортпроводника — обеспечить безопасность пассажиров во внештатных ситуациях. Например, при попадании воздушного судна в зону сильной турбулентности, при пожаре на борту, вынужденной посадке, в случае захвата лайнера террористами и даже просто при попытках хулиганства на борту бортпроводник должен быть во всеоружии.

На курсах подготовки бортпроводники отрабатывают аварийные посадки на сушу и на воду, учатся пользоваться надувными плотами и жилетами, выкидывать спасательный трап, открывать двери и люки самолета. На случай экстренной посадки им рассказывают о флоре и фауне различных стран (например, о клещах и змеях), о возможных способах выживания зимой и летом. Стюарды и стюардессы должны уметь грамотно оказывать первую медицинскую помощь, знать, какие медикаменты следует применить в той или иной ситуации.

Все дальше  и дальше

Бортпроводники постоянно испытывают нервно-эмоциональное напряжение, связанное с высокими требованиями к исполнению ими служебных обязанностей и строгой дисциплиной. Сказывается частая смена климатических зон и часовых поясов, перепады температуры, давления, физическое напряжение в полете, работа стоя и на ходу, недостаток кислорода и вибрация. Со временем начинает страдать слух, появляются заболевания спины, варикозное расширение вен. Именно поэтому стюардессы выходят на пенсию уже в 45 лет, а мужчины могут летать до 50.

Зарплата бортпроводников составляет в среднем 30–60 тыс. рублей и складывается из должностного оклада и надбавок: за налет часов, присвоенный класс, стаж работы, знание иностранного языка, а также от уровня авиакомпании, на которую они работают. Стюарды и стюардессы имеют все шансы на карьерный рост. Сначала начинающий бортпроводник будет летать на коротких рейсах. По мере роста опыта командировки будут становиться длиннее, а направления – интереснее. Две тысячи часов полета дают право на присвоение бортпроводнику 2-го класса и соответствующую прибавку к зарплате. Для получения квалификации 1-го класса необходимо отлетать шесть тысяч часов.

Опытный специалист может занять вакансию бригадира, инспектора, проверяющего работу бортпроводников. Старший стюард, отлетавший не меньше 5 лет, при наличии первоклассной квалификации и высшего образования имеет шанс занять еще более ответственную должность - бортпроводника-инструктора, которому подчиняются порядка полусотни человек. А опытный инструктор, имеющий высшее образование, со временем может войти в руководящий состав авиапредприятия.

История вопроса

Сегодня профессия стюардессы считается исключительно женской и ассоциируется главным образом с авиаперелетами. Однако задолго до того, как в небо поднялся первый самолет, уже существовала мужская профессия «стюард». Большое распространение она получила в XIX веке с развитием коммерческого мореплавания и началом регулярных пассажирских перевозок. Стюард начал исполнять функцию официанта или буфетчика, будучи посредником между судовым поваром и пассажирами. В дальнейшем на стюардов, равно как и на проводников поезда, лег широкий спектр обязанностей по обеспечению комфортных условий пребывания пассажиров – от разноса блюд до уборки помещений. По мере того как рынок труда стал более открытым для женщин, они все активнее начали осваивать профессию стюарда, не просто потеснив мужчин, а даже заняв в ней лидерские позиции.

  Первоначально в пассажирской авиации, как на флоте и железных дорогах, тоже пытались внедрить стюардов-мужчин. Пока пассажирские самолеты были малы, а сами перелеты довольно редки, обслуживанием пассажиров занимался второй пилот. Бортпроводники как отдельные члены экипажа появились в Германии в 1928 году. На эту должность брали либо официантов дорогих ресторанов, либо бывших военных для поддержания порядка на борту.Первые авиа-перелеты были не столько комфортны как в настоящее время, да и пассажиры еще не воспринимали самолеты как нечто само собой разумеющееся.

Первой авиа-стюардессой принято считать американку Эллен Черч. Окончив курсы медсестер, она работала в больнице в Сан-Франциско и в частном порядке брала уроки управления самолетом. В 1929 г. она предложила свои услуги авиакомпании «Boeing Air Transport» в качестве пилота. Однако руководство компании сразу сообразило, насколько увеличится привлекательность авиаперевозок от присутствия на борту женщин-бортпроводниц. Это успокаивало бы пассажиров и их родственников, оставшихся на земле. К тому же навыки медсестры могли пригодиться в полете. Эллен было предложено набрать группу из семи коллег-медсестер не старше 25 лет, не тяжелее 52 кг и ростом не более 160 см. По тем временам стюардессам предлагалась весьма солидная зарплата – 125 долларов. После нескольких месяцев подготовки стюардессы приступили к полетам. Первый полет совершила сама Эллен Черч 15 мая 1930 года. Первой советской стюардессой стала Эльза Городецкая, совершившая свой первый полет 5 мая 1933 года по маршруту Москва-Ашхабад на борту 21-местного самолета «ПС-84». Городецкая хоть и была членом экипажа, но числилась лишь буфетчицей.

Бортпроводников стали включать в состав экипажа лишь с 1938 года. Как и в США, первоначально в стюардессы старались принимать девушек с медицинским образованием, потом стало необходимым также знание поварского мастерства и психологии. Пика популярности профессия стюардессы достигла с началом регулярных международных перелетов. В это же время от стюардесс стало требоваться и знание иностранных языков. В СССР быть стюардессой на международных маршрутах было чрезвычайно престижно – ведь эта работа позволяла хотя бы немного подняться над «железным занавесом» и увидеть мир по другую его сторону.

Юмор на тему

В салон самолета заходит стюардесса: – Товарищи пассажиры! Самолет садится, пристегнитесь, пожалуйста, ремнями, а то будет как в прошлый раз. – А как было в прошлый раз? – Тех, кто не пристегнулся, по стенке размазало, а кто пристегнулся – выглядели как живые.

* Мужчина обращается к стюардессе: – Девушка, дайте жалобную книгу! Я постоянно летаю самолетами вашей авиакомпании, мне постоянно достается одно и то же место, мне не видно отсюда телевизор, мне постоянно в глаза светит солнце, и я не могу вытянуть ноги! Стюардесса (невозмутимо): – Командир, успокойтесь – скоро посадка!»

* Стюардесса в самолете: – Да успокойтесь вы наконец-то! Это обычная турбулентность! Так всегда в облаках бывает! Еще немного потрясет… выйдем из облаков, и трясти перестанет! Все? Успокоились? Ну наконец-то! Все, этих успокоила, пойду теперь пассажиров успокою…

* Проводница подходит с подносом к пассажиру: –Чай или кофе? –Кофе, – отвечает пассажир. –Не угадали! Чай!

Андрей РЯБОВ, медиахолдинг «Пронто-Москва»

http://job.ru 

Комментарии (1)

  • Юлия
    23.11.2012 (23:42)
    А сразу после 11 класса можно ли идти учиться на курсы стюардессы в авиакомпанию??Или нужно закончить институт на эту специальность?

Последние статьи

Контрпредложение: признание или ловушка?

19.03.2012
Смена работодателей – это всегда хорошая возможность сделать еще один шаг вверх по карьерной лестнице. Однако иногда компания может предоставить этот шанс и на старом месте – когда в ответ на заявление об уходе сделает контрпредложение.

Как вести себя на повторном интервью?

07.03.2012
Поздравляем! Вам удалось удивить потенциальных работодателей на предыдущем интервью и вам позвонили, чтобы назначить повторное. Важно понять, чем второе интервью будет отличаться от первого?

Прости, прощай

07.03.2012
Сначала все идет отлично — стабильная компания, хорошая зарплата, руководитель возлагает на вас большие надежды. Но в какой-то момент приходит понимание того, что строить карьеру (да и в принципе работать) в этой организации не хочется. Как красиво уйти от работодателя, чтобы остаться в хороших отношениях и не получить «палки в колеса»?

Последние новости

16.05.2014

Прямая линия по теме: «Организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет»

30.04.2014

Служба занятости Республики Коми подготовит кадры для ЖКХ

28.04.2014

Работа в республике есть!

18.04.2014

Ярмарка вакансий профессий и должностей технических и инженерных специальностей

31.03.2014

С помощью читающей машины инвалид по зрению смог работать секретарем

28.03.2014

Служба занятости Республики Коми и Сыктывкарский государственный университет заключили новое соглашение о сотрудничестве

28.03.2014

В Республике Коми региональная ярмарка вакансий объединила 710 работодателей и 7,5 тысяч посетителей

27.03.2014

В Коми прошла ярмарка вакансий для медиков

11.03.2014

Коми нуждается в водителях, сварщиках, поварах и медсестрах

04.02.2014

Настольная книга Большого руководителя

Бесплатная консультация юриста ПораНаРаботу.ру
Республиканский конкурс Лучшая организация работы с персоналом 2011 года
Республиканский конкурс «Лучшая организация работы с персоналом» 2011 года
Статистика рынка труда по данным сайта poranarabotu.ru
Если вы впервые попали на «Пора на работу!», то вам непременно стоит узнать, как для нас важна работа в Сыктывкаре. Для тех посетителей, которые уже всё посмотрели могут показаться интересными и другие сайты

Для любых вопросов, электропочта: , тел.: 8 (8212) 72-33-85 =|= Архив новостей 1 | Архив новостей 2 | Архив новостей 3 | Архив новостей 4 | Архив новостей 5 | Архив новостей 6 | Архив новостей 7 | Архив новостей 8 | Архив новостей 9 | Архив новостей 10 | Резюме | Объявления | Консультации | Статьи | Новости | О проекте

Яндекс.Метрика
Создание сайта — веб-студия «Цифровой век»