работа в Сыктывкаре и Коми, только актуальные вакансии 2.0
На нашем сайте: 381 актуальных вакансий, 0 свежих резюме, 0 объявлений о работе
Пора в ОтпускРК.ру
Магазин часов Timcode

Самооценка работника: высокая и низкая, адекватная и неадекватная...

03 апреля 2011 г.

Одним из «достоинств», указанных в сопроводительном письме из рекрутингового агентства для двоих кандидатов, одного из которых в компании «Ватэко» планировали взять на должность коммерческого директора, была высокая самооценка. Но, похоже, что именно это качество оказалось тем самым камнем преткновения, о который споткнулись оба этих специалиста. «По-видимому, их самооценка была не просто высокой, а завышенной», — предположила Диана Лагутенко, менеджер по персоналу «Ватэко»

Во время испытательного срока каждый из этих кандидатов зарекомендовал себя человеком, не способным признавать собственные ошибки. «В первом случае чрезмерно поспешные и непродуманные действия, совершенные новым менеджером, принесли ущерб компании, несмотря на предупреждение, высказанное сотрудниками. Во втором — человек имел шлейф постоянных конфликтов, связанных с его привычкой во всех проблемах обвинять людей, на самом деле не допускавших оплошностей», — поведала г-жа Лагутенко.

Высокая и низкая, адекватная и неадекватная самооценка — эти категории позволяют относить одних людей к вечным неудачникам, а других — к успешным баловням судьбы. И если быть уверенным в собственном превосходстве, браться за любое дело и не бояться попасть впросак, то фортуна будет улыбаться и строить глазки на протяжении всей карьеры своего любимца. А как же иначе? Ведь и среди работодателей традиционно считается, что только люди с высокой самооценкой способны быть лидерами. Они уверены в себе, не пасуют перед трудностями, готовы рисковать. Так пишут в учебниках по менеджменту. Однако на практике все может быть по-другому.

Выше некуда.
Необоснованный оптимизм, манера всегда и во всем полагаться на «авось» и бесспорная уверенность в своей правоте характеризуют обладателей завышенной самооценки. Но, как ни парадоксально, на работе такие сотрудники часто проявляют себя как безрассудные и безответственные. Однако в этом нет злого умысла.
Исследования, проведенные психологами Техасского университета, подтверждают этот факт и с точки зрения физиологии. Так, снижение активности в зонах мозга, которые отвечают за прогнозирование, планирование, самоконтроль и умение правильно оценить ситуацию, коррелирует с завышенной самооценкой. «Завышенная самооценка указывает на то, что человек неадекватно оценивает не только себя, но и реальность и не допускает даже мысли о том, что он может сделать что-то не так», — отмечает Олег Сафонов, психолог, бизнес-тренер.
Именно поэтому завышенная самооценка может свидетельствовать скорее не о достоинствах человека, а о его неспособности спрогнозировать ситуацию и спланировать действия дальше, чем на шаг вперед. Не имея значительных и весомых достижений, такие люди, тем не менее, убеждены в своей непревзойденности во всех сферах своей деятельности. Иногда им удается передать эту убежденность другим — и тогда появляются некомпетентные руководители и бестолковые исполнители.

Разумеется, наиболее оптимальным способом избежать этих проблем становится «отсеивание» самых самоуверенных еще на этапе подбора. Однако, если это неприятное качество проявилось и «расцвело» уже во время работы сотрудника в компании, то, по мнению Оксаны Патюли, HR-консультанта рекрутингового агентства Best Service, желательно использовать подходы, позволяющие «уравновесить» не в меру возомнившего о себе сотрудника. «Такому человеку необходим четкий план действий, расписанный поэтапно. А также прозрачная система штрафов и вознаграждений за выполнение плана», — убеждена она.
В том случае, если обладатель завышенной самооценки занимает руководящую должность, его необходимо «подстраховывать» и «уравновешивать» осторожными и авторитетными замами, которые могли бы предостеречь его от излишне торопливых шагов. «Таким способом можно довольно успешно корректировать действия слишком самоуверенного руководителя. Однако, если он не просто самоуверен, а еще и авторитарен, возглавляемая им компания может повторить путь «Титаника», — считает Дмитрий Левушкин, директор по персоналу «Касон». Именно поэтому людей с неадекватно завышенной самооценкой не рекомендуется назначать на руководящие должности. А их неуемное желание «покомандовать», которое является для них значимым мотивационным компонентом, можно удовлетворить с помощью введения дополнительных должностей, используя принцип «искусственной карьеры».
Ведь, несмотря на массу сложностей в управлении людьми с завышенной самооценкой, у них есть свои неоспоримые достоинства. «Такие сотрудники могут хорошо проявить себя, работая в сфере торговле. Из них получаются активные менеджеры по продажам, способные работать «в поле». Они могут долго сидеть на «холодных звонках» и меньше других сотрудников подвержены эмоциональному «выгоранию». Эти достоинства в определенных ситуациях полностью компенсируют их недостатки. Вот только ситуации эти нужно организовать правильно», — отметила Наталья Стобов, бизнес-тренер Центра психологического консультирования «Фактор».

Так что же такое высокая самооценка?
Что же в таком случае подразумевается под понятием высокой самооценки? Ведь позитивное мнение о себе, подкрепленное фактами и реальными достижениями, действительно должно характеризовать человека, обладающего лидерскими качествами? Однако и здесь существуют определенные сложности. Потому что, по данным Александры Еременко, психолога, преподавателя одного из киевских вузов, которая изучала взаимосвязь самооценки руководящих кадров и внешней оценки их деятельности, большинство успешных руководителей, как и большинство «простых смертных», более высоко оценивают те свои навыки, качества и компетенции, которые «достались» им нелегким трудом.
Так, самая привлекательная сотрудница модельного агентства может оценивать свою внешность как «среднюю», при этом ставя себе высокие оценки за общительность, а успешный финансовый директор крупного банка может весьма скромно отзываться о своих профессиональных знаниях, при этом высоко отмечая свои способности к игре в настольный теннис. Но, каким бы странным это ни показалось на первый взгляд, уровень самооценки может считаться адекватным, если человек оценивает себя по большинству параметру (здоровье, успешность, активность и пр.) немного выше среднего. Причем так могут считать люди, которые добились очень высоких результатов в какой-то деятельности, и те, чьи достижения весьма посредственны. То есть «адекватность» самооценки совершенно не зависит от реальных достижений человека, а определяется исключительно местом на шкале, отметкой, которую человек ставит себе сам.

Вечно оскорбленное достоинство.
Есть еще одна категория людей, самооценка которых крайне неустойчива и зависит от мелких побед и поражений. При тестировании это проявляется в значительном разрыве между декларируемой оценкой своих возможностей и уровнем притязаний. Чаще всего такие сотрудники панически боятся любых чуть более сложных задач и ответственности. Они предпочитают выбирать для себя самые простые пути и самые легкие поручения. В то же время отсутствие значимых достижений не позволяет им подкрепить осознание своей «самоценности». Так, к примеру, рядовой инженер может заявлять о том, что легко справился бы с функциями руководителя проекта, «если бы захотел». Но ничего не делает для того, чтобы осуществить это желание — отказывается повышать квалификацию, получить необходимое дополнительное образование. «Чаще всего такие сотрудники могут осознавать, что необходимо сделать для осуществления своих планов, много об этом думают и рассуждают, но к самой реализации так и не приступают. Если сравнить их действия с пословицей «семь раз отмерь, один раз отрежь», то можно сказать, что они только и делают, что без конца отмеряют. Их страх перед возможной неудачей оказывается сильнее желания добиться успеха», — утверждает Олег Сафонов.
Этот разрыв между желаемым и имеющимся в наличии формирует серьезный внутриличностный конфликт, который проявляется в раздражении, зависти, постоянном недовольстве, в придирках к подчиненным и в кулуарной критике руководства. Разумеется, такие сотрудники, не будучи эффективными на своей должности, привносят дискомфорт и в работу своих коллег. Для того чтобы нивелировать или хотя бы снизить разрушительную силу этих недостатков, наши эксперты советуют внимательно наблюдать за работой таких сотрудников, подбадривая их и выказывая одобрение их действий. При таком подходе сотрудники с неустойчивой самооценкой могут быть весьма продуктивны. Однако следует учитывать, что непредвиденные авралы, жесткие сроки и возможные санкции за их невыполнение могут ввергать их в состояние паники и вызывать ощущение полной беспомощности.
Поэтому сотрудники, относящиеся к этой категории, лучше проявляют себя на должностях, предполагающих отсутствие ненормированных нагрузок и непредсказуемых ситуаций, требующих быстрых решений и решительных действий.

Как определить?
Одним из самых простых и вместе с тем надежных способов определения самооценки является методика Дембо — Рубинштейн. Для того чтобы определить уровень самооценки (к примеру, по критерию «оптимизм»), предлагается нарисовать линию и представить, что на верхнем полюсе находится самый оптимистичный человек в мире, внизу — самый пессимистичный… а между ними — все остальные люди. Затем испытуемому предлагается отметить черточкой на шкале, как он себя оценивает в данный момент по этому параметру. После этого кружочком необходимо отметить, где бы он мечтал находиться между этими полюсами в идеале. И, наконец, галочкой отмечается уровень, на котором человек сможет оказаться, объективно оценивая свои возможности. Аналогичным образом заполняются шкалы и по другим параметрам.

Специалисты рекомендуют использовать обязательные шкалы: «здоровье», «ум», «характер» «счастье», «удовлетворенность собой» и «оптимизм». Дополнительные шкалы можно вводить по своему усмотрению, в зависимости от целей исследования.

Источник ВЛАСТЬ ДЕНЕГ

Комментарии (0)

Последние статьи

Контрпредложение: признание или ловушка?

19.03.2012
Смена работодателей – это всегда хорошая возможность сделать еще один шаг вверх по карьерной лестнице. Однако иногда компания может предоставить этот шанс и на старом месте – когда в ответ на заявление об уходе сделает контрпредложение.

Как вести себя на повторном интервью?

07.03.2012
Поздравляем! Вам удалось удивить потенциальных работодателей на предыдущем интервью и вам позвонили, чтобы назначить повторное. Важно понять, чем второе интервью будет отличаться от первого?

Прости, прощай

07.03.2012
Сначала все идет отлично — стабильная компания, хорошая зарплата, руководитель возлагает на вас большие надежды. Но в какой-то момент приходит понимание того, что строить карьеру (да и в принципе работать) в этой организации не хочется. Как красиво уйти от работодателя, чтобы остаться в хороших отношениях и не получить «палки в колеса»?

Последние новости

16.05.2014

Прямая линия по теме: «Организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет»

30.04.2014

Служба занятости Республики Коми подготовит кадры для ЖКХ

28.04.2014

Работа в республике есть!

18.04.2014

Ярмарка вакансий профессий и должностей технических и инженерных специальностей

31.03.2014

С помощью читающей машины инвалид по зрению смог работать секретарем

28.03.2014

Служба занятости Республики Коми и Сыктывкарский государственный университет заключили новое соглашение о сотрудничестве

28.03.2014

В Республике Коми региональная ярмарка вакансий объединила 710 работодателей и 7,5 тысяч посетителей

27.03.2014

В Коми прошла ярмарка вакансий для медиков

11.03.2014

Коми нуждается в водителях, сварщиках, поварах и медсестрах

04.02.2014

Настольная книга Большого руководителя

Бесплатная консультация юриста ПораНаРаботу.ру
Республиканский конкурс Лучшая организация работы с персоналом 2011 года
Республиканский конкурс «Лучшая организация работы с персоналом» 2011 года
Статистика рынка труда по данным сайта poranarabotu.ru
Если вы впервые попали на «Пора на работу!», то вам непременно стоит узнать, как для нас важна работа в Сыктывкаре. Для тех посетителей, которые уже всё посмотрели могут показаться интересными и другие сайты

Для любых вопросов, электропочта: , тел.: 8 (8212) 72-33-85 =|= Архив новостей 1 | Архив новостей 2 | Архив новостей 3 | Архив новостей 4 | Архив новостей 5 | Архив новостей 6 | Архив новостей 7 | Архив новостей 8 | Архив новостей 9 | Архив новостей 10 | Резюме | Объявления | Консультации | Статьи | Новости | О проекте

Яндекс.Метрика
Создание сайта — веб-студия «Цифровой век»