работа в Сыктывкаре и Коми, только актуальные вакансии 2.0
На нашем сайте: 381 актуальных вакансий, 0 свежих резюме, 0 объявлений о работе
Пора в ОтпускРК.ру
Магазин часов Timcode

О том, почему нельзя расслабляться ни на одном из этапов приема на работу

03 апреля 2011 г.

Елена Закаблуцкая

Предыдущая часть/Начало

В российских СМИ вновь то тут, то там появляются сведения о растущей безработице. Это значит, что количество людей, которым нужна работа, увеличится. Следовательно, конкуренция между соискателями станет, на радость работодателю, жестче (на радость работодателю – поскольку в таком случае появляется иллюзия большого выбора). И потому, даже успешно пройдя все мыслимые испытания при приеме на работу, даже получив долгожданное предложение о сотрудничестве, даже выйдя на новое рабочее место и с воодушевлением отпахав на нем неделю-другую, к сожалению, нельзя быть уверенным в том, что в твоей жизни наступил мало-мальски стабильный период. Очень уж сейчас все непрочно в нашей жизни – время такое. И отсюда следует пятое правило успешного поиска работы: 

Не  расслабляйтесь, пока не наступила хоть какая-то ясность. 

Давайте-ка сделаем небольшой экскурс в классику организационной психологии. В каждом более или менее приличном учебнике по тематике управления персоналом обязательно имеется глава под  названием «Адаптация». И в ней подробно или поверхностно, убедительно или не очень рассказывается:

а) о том, что такое адаптация новых сотрудников; 
б) о том, почему это важно; 
в) о том, как это делается.   

По моим личным наблюдениям, больше всего пыла бывает в пункте а), поменьше – в пункте б), а вот изучение пункта в), как правило, наводит российского читателя на мысль «это не про нас». Причем так было даже в «тучные» годы: мало где существовала действенная система адаптации новичков. Дело в том, что ее нельзя организовать силами одного лишь HR-отдела, даже в том редком случае, когда этот отдел имеет должный вес в своей компании. Ведь и на чисто техническом уровне тут потребны усилия всех управленцев – и это сложно организовать. А широко распространенная в родном отечестве управленческая установка относительно адаптации новых сотрудников: «Чай, не маленькие, сами должны во всем разобраться!» – создавала мощную идеологическую базу для того, чтобы ничего не делать в данном направлении. И на сегодняшний день мы не имеем практически никакой традиции в области целенаправленной трудовой адаптации. Понятно, что в ситуации экономического кризиса вероятность проявления каких-либо позитивных тенденций в этой сфере уж совсем невелика. Отсюда мораль – позаботься о себе сам, надежнее будет. 

Почему я частично связываю вопрос об адаптации с правилом «не расслабляйтесь…»? Потому что в нынешней ситуации расслабиться – значит, потерять часть важной информации о том, что происходит вокруг тебя и, может быть, сделать  неверный шаг. Что совершенно нормально для обычного человека, находящегося в поиске работы? Нахождение в длительном состоянии напряжения. А что совершенно нормально для обычного человека, который наконец-то достиг (или ему кажется, что достиг) своей цели? Расслабление – тем более полное, чем дольше и сильнее  присутствовало напряжение: закон физиологии. И тот, кто не подстраховался и искусственным образом не продлил это напряжение, рискует совершить ошибку и пойти по новому кругу поиска работы. Когда чаще всего совершаются такие ошибки? И когда кандидату самое время предпринять усилия для своей скорейшей адаптации? Рассмотрим такие ситуации по порядку.   

Ситуация  № 1 

Пройдены все собеседования, тестирование, асессмент-центр, состоялась беседа с начальником СБ, может быть, позади даже полиграф. Эйчар компании-работодателя вселяет в душу кандидата надежду на успех и обещает «связаться, как только будет принято окончательное решение». Как будто все хорошо, и сам факт того, что все испытания позади, настраивает на благодушие. И очень хочется прекратить эту гонку, отдохнуть, перестать рассылать резюме и ходить на собеседования… ведь работа уже почти в кармане! Но так поступать опасно. Хранить все яйца в одной корзине вообще не рекомендуется, а в связи с теперешними пертурбациями на рынке труда – просто неблагоразумно. Крайне неприятный вариант отказа работодателя на этапе принятия окончательного решения о сотрудничестве сегодня реален более, чем когда-либо. Поэтому слишком рано (до того, как получено приглашение выйти на работу) отворачиваться от запасных вариантов не стóит. И тут есть один значимый «психологизм»: заранее настраиваться на работу именно в этой компании и строить далеко идущие планы о том, как теперь волшебно изменится твоя жизнь, – не есть хорошо: если что-то не срастется, потом будет больно. 

Ситуация  №2 


Получив предложение о сотрудничестве, надо непременно себя поздравить: как бы оно дальше ни обернулось, есть повод собой погордиться. Моральный дух, знаете ли, важная штука. Но, во-первых, не стоит говорить «гоп», пока не перепрыгнешь – то бишь, пока не вышел на работу. Ну, здесь на ситуацию не слишком-то повлияешь, надо просто ждать и надеяться. Допустим, все ок. И вот он, первый день на новой работе. Тут начинается «во-вторых»: может оказаться так, что выяснятся какие-либо нюансы, которые случайно или намеренно не затрагивались по ходу предварительного общения. Это могут быть вопросы, связанные с оплатой труда, количеством и качеством профобязанностей, графиком, «социалкой» и т.п. Возможно, потребуются переговоры с новым начальством – а это лучше делать не в расслабленном состоянии.   

Ситуация  №3 

Прошла вторая неделя на новом рабочем месте. Где-то на горизонте (но пока еще далеко) забрезжила первая зарплата. Уже в общих чертах понятно, кто с кем и кто против кого дружит, каковы правила общения с коллегами, чего категорически нельзя делать, а что не приветствуется, но можно… Короче говоря, происходит постепенное привыкание к организации и, соответственно, ослабление самоконтроля. И зря. Еще десять–пятнадцать лет тому назад одной из самых частых жалоб руководителей было: «Берешь на работу нового сотрудника – вроде, вменяемый человек. А вот когда испытательный срок заканчивается и он попривыкнет – глаза б на него не смотрели!». Но раньше был «рынок соискателя», и работодателю приходилось терпеть. А вот сейчас он терпеть не намерен, и любой промах новичка может быть использован против него. Поэтому в этой ситуации адаптацию счастливому обладателю работы придется проводить самостоятельно и опять-таки – не расслабляясь. Это значит, что надо наблюдать за реальными стандартами (они могут очень серьезно отличаться от официально заявляемых) взаимодействия в данной компании и спрашивать, когда чего-то не понимаешь. Моментального и стопроцентного понимания обстановки эти меры не обеспечат, но лишними точно не будут. 

Попробуем свести все правила успешного поиска работы в одном посте. Итак: 

   1. В процессе поиска работы универсальных правил нет (включая и это правило). 
   2. Не кичитесь своим профессионализмом! 
   3. Активно и неустанно собирайте информацию о компании-работодателе, отдавая при этом предпочтение информации неофициальной. 
   4. На собеседовании ничему не удивляйтесь и старайтесь все время контролировать ситуацию. 
   5. Не расслабляйтесь, пока не наступила хоть какая-то ясность. 

То есть: терпеть, ждать и продолжать поиск  нужной работы. То положение, в каком сейчас находится российский рынок труда, – тяжелое. Но и оно когда-нибудь закончится. А до этого момента надо дожить. 

Помните назидательную, хотя и не очень логичную, сказку о лягушке, взбившей  масло то ли из сметаны, то ли из сливок? Думаю, пока амфибия трепыхалась в глиняном горшке, она не думала о том, что на ее героическом примере будут воспитывать поколения российских детей. Она просто не могла остановить этот процесс – инстинкт самосохранения, наверное. Приблизительно также дело обстоит и с поиском работы в условиях безработицы. Можно порефлексировать, можно поогорчаться, можно поругаться. Но останавливаться нельзя, надо продолжать.

http://slon.ru/blogs/zakablutskaya/post/285154/

Комментарии (0)

Последние статьи

Контрпредложение: признание или ловушка?

19.03.2012
Смена работодателей – это всегда хорошая возможность сделать еще один шаг вверх по карьерной лестнице. Однако иногда компания может предоставить этот шанс и на старом месте – когда в ответ на заявление об уходе сделает контрпредложение.

Как вести себя на повторном интервью?

07.03.2012
Поздравляем! Вам удалось удивить потенциальных работодателей на предыдущем интервью и вам позвонили, чтобы назначить повторное. Важно понять, чем второе интервью будет отличаться от первого?

Прости, прощай

07.03.2012
Сначала все идет отлично — стабильная компания, хорошая зарплата, руководитель возлагает на вас большие надежды. Но в какой-то момент приходит понимание того, что строить карьеру (да и в принципе работать) в этой организации не хочется. Как красиво уйти от работодателя, чтобы остаться в хороших отношениях и не получить «палки в колеса»?

Последние новости

16.05.2014

Прямая линия по теме: «Организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет»

30.04.2014

Служба занятости Республики Коми подготовит кадры для ЖКХ

28.04.2014

Работа в республике есть!

18.04.2014

Ярмарка вакансий профессий и должностей технических и инженерных специальностей

31.03.2014

С помощью читающей машины инвалид по зрению смог работать секретарем

28.03.2014

Служба занятости Республики Коми и Сыктывкарский государственный университет заключили новое соглашение о сотрудничестве

28.03.2014

В Республике Коми региональная ярмарка вакансий объединила 710 работодателей и 7,5 тысяч посетителей

27.03.2014

В Коми прошла ярмарка вакансий для медиков

11.03.2014

Коми нуждается в водителях, сварщиках, поварах и медсестрах

04.02.2014

Настольная книга Большого руководителя

Бесплатная консультация юриста ПораНаРаботу.ру
Республиканский конкурс Лучшая организация работы с персоналом 2011 года
Республиканский конкурс «Лучшая организация работы с персоналом» 2011 года
Статистика рынка труда по данным сайта poranarabotu.ru
Если вы впервые попали на «Пора на работу!», то вам непременно стоит узнать, как для нас важна работа в Сыктывкаре. Для тех посетителей, которые уже всё посмотрели могут показаться интересными и другие сайты

Для любых вопросов, электропочта: , тел.: 8 (8212) 72-33-85 =|= Архив новостей 1 | Архив новостей 2 | Архив новостей 3 | Архив новостей 4 | Архив новостей 5 | Архив новостей 6 | Архив новостей 7 | Архив новостей 8 | Архив новостей 9 | Архив новостей 10 | Резюме | Объявления | Консультации | Статьи | Новости | О проекте

Яндекс.Метрика
Создание сайта — веб-студия «Цифровой век»